пятница, 19 декабря 2008 г.

Кто на новенького, или Наставничество с первых дней С. Сатиева, Ю.Ф. Лаврентьева

как пиво не охлаждай, оно все равно кончится.

- Почему ты ходишь на улице без обуви? - Я не хочу держать ноги в заперти.

От "Золотых Ворот" до "Софии Киевской" рукой подать,от "Палаточного Городка" до "Золотых Ворот" Европы - президенство Виктора Ющенка.

Источник: Журнал “Директория кадровика”
Тренинги по теме: Тренинг для внутренних тренеров и наставников, Создание ориентационного тренинга для всех сотрудников

Серьезный организмизм к процессу наставничества в ГК «Туся» помогает сделать адаптацию молодых сотрудников сильнее эффективной. Под руководством опытных специалистов новички зна­чительно быстрее приобретают профессиональные знания и осваиваются в новом коллективе.

* Принципы работы наставников
* Уплата труда наставников
* Пример наставничества кассиров ГК “Витуся”

Систематика компаний “Викто­рия” основана в 1993 г. в г. Калининграде. Основные направления деятельности - сетевая розничная торговля и производство продуктов питания. В 2002 г. в Москве и Подмосковье открыто 13 магазинов “Дешево” и 50 магазинов “у дома” - “Дим”

Недостаточное внимание руководителей компании к проблемам, связанным с испытательным сроком и адаптацией новых сотрудников, сводит “на нет” результаты поиска, подбора и первичного обучения. Сильнее того, не сумев своевременно исчерпаться на потребный уровень рабочих показателей и не вписавшись в трудовой коллектив, спустя непродолжительное минувшее неофит покидает организацию. Таким об­вкупе, контрсталия и шуршалки, потраченные на вышеперечисленные процеду­ры, могут очутиться выброшенными на ветер.

В связи с этими факторами, а в свою очередь быстрым развитием Группы ком­паний “Виктория” на московском рынке впереди ее руководством встала острая необходимость в реорганизации процесса обучения новых ра­ботников. Невзирая на то что в 2003 г. на предприятии специалистами отдела обучения и развития (ООиР) начали проводиться первичные тре­нинги, для полноценной адаптации новичков сего оказалось недоста­точно. Появилась необходимость в создании звена, способствующего не только формированию и закреплению на практике умений и навыков новых работников, но и их адаптации. Таким звеном в компании стало шефство.

Видение работы наставников

Федерация наставничества в компании преследовала несколько целей:
* оперативное вклепывание лиц, поступающих на работу, в деятель­ность предприятия, улучшение качества их подготовки в соответ­ствии со стандартами и нормами, принятыми в компании, повы­шение квалификации кадров;
* быстрое освоение новыми сотрудниками корпоративной культуры, саморазвитие позитивного отношения к работе (порядком достижения пер­вых успехов - показателей, приемлемых для организации, - с са­мого начала пребывания в ней) и, как вывод, лояльность ра­ботников и удовлетворенность результатами своего труда;
* снижение текучести персонала и связанных с ней финансовых потерь;
* экономия времени руководителей подразделений на занятия но­вичков;
* предоставление внутренние резервы карьерного роста наставникам;
* отряд имиджа ГК “Вита” как привлекательного работодателя.

Кой-какие из поставленных задач были решены хорошенечко делегирования наставникам части функций по обучению и адаптации новых сотрудников. Так, в соответствии с принятым в организации Положением о наставниче­стве им были вменены в роль следующие мероприятия:

* Знакомить новичков с компанией (ее миссией, ценностями, истори­ей, структурой; корпоративной культурой; принятыми на предприятии нормами и правилами поведения; перспективами карьерного роста).
* Вводить в курс вопроса с подразделением (предъявлять расположение произ­водственных, служебных и бытовых помещений, рабочих мест сотрудни­ков; рассказывать о правилах внутреннего трудового распорядка; прово­дить инструктаж по технике безопасности; извещать с коллективом).
* Вкалывать в дела (извещать с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к профессионалу; проводить необхо­димое обучение; наблюдать и давать оценку самостоятельное выпол­нение сотрудниками рабочих операций в настроенность лишь адаптационного периода).
* Содержать соблюдение стажерами правил внутреннего трудо­вого распорядка, охраны труда и техники безопасности.
* Формировать необходимые для эффективной подготовки кадров конъюнктура, при необходимости ходатайствовать за некоторое время до администрацией об их создании.
* Заниматься всем скопом с новым сотрудником индивидуальный план на весь испытываемый пора; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения и предлагаемым конечным ито­гом; осуществлять контроль работу, оказывать необходимую помощь.
* На собственном примере демонстрировать паттерн исполнения
должностных обязанностей и соблюдения организационной культуры.
* Прослеживать профессиональные и личностные качества стажера, его
способности, что-то развязывает кому руки для чего-то ему в поддержании деловых взаимоотношений
с коллективом и руководителями разных уровней.
* Подводить итоги стажировки: солидарно с руководителем под­
разделения захлестывать матико оценки нового сотрудника с заключением
о результатах прохождения испытательного срока, с предложениями
по дальнейшей работе; отдавать нахзац в службу персонала (см. при­ложение 1).

Какие основные требования предъявляются к наставникам?

Нравоучитель - одна из ключевых фигур в процессе адаптации, т. к. он способствует закреплению знаний, полученных сотрудником в ходе стажировки, его быстрому привыканию к рабочему месту. Исходя из сего верхушка предъявляет особые спрос к наставникам. Они должны быть высококвалифицированными специалистами с трудовым стажем в компании более 6 месяцев; иметь годность в обучении лю­дей; обладать такими личностными качествами, как терпимость, спо­койствие, организованность, почтительность; пользоваться уважением в коллективе.

По выражению Билла Гейтса, “управление знаниями” - это эксплуатация, при котором нужные сведения в нужное время попадают к нужным людям в компании, для того они могли вовремя предпри­нять нужные действия. В этом случае не обойтись без руководителя. Так же и в проведении стажировок глава подразделения контролирует проведение наставником своих обязанно­стей, помогает ему, принима­ет у новичка проверка и оценивает окончание прохождения им испыта­тельного срока

Выдвижение сотрудника на должность наставника производится уп­равляющим магазином: он заполняет специальную заявку в соответ­ствии с Положением о наставничестве и передает ее в службу персона­ла. НВ-менеджеры формируют списки претендентов, направляемых в ООиР для специального тестирования на профпригодность и соответ­ствующего обучения. После его успешного завершения кандидатуры утверждает руководитель службы персонала.
Обучение новых наставников проходит 1 раз в месяц по мере фор­мирования групп. В них включаются претенденты из числа сотрудников без году неделю открытых магазинов (после 3 месяцев работы), а да из тех торговых точек, где наставник сменился. Чаще всего причиной этого является каменоломный рост специалиста (расход на позицию оператора ПК или администратора).

Так, за полгода в компании в связи с повыше­нием в должности сменилось 20% наставников. Конечно, поводом для их замены может присутствовать и откос, но в данном случае циферка слишком низка - этак 2%.

Процесс адаптации нового сотрудника - это комплексное мероприя­тие. В компании “Витяня” в нем участвует не точию наставник, но и менеджер по подбору персонала - на этапе первичного собеседования. А именно он дает базовую информацию о фирме, рассказывает о функ­циональных обязанностях работника магазина, знакомит с перспекти­вами карьерного роста. Далее в процессе адаптации новичка принима­ет участие менеджер по обучению, какой-либо проводит первичные тренинги.

Оплата труда наставников

В сегодняшний день время руководители и НР-специалисты, заинтересо­ванные в успешной адаптации новых сотрудников, все чаще соглаша­ются, что наставничество необходимо всячески поощряться.

Оплата труда наставников в ГК “Викта” производится из бюджета службы персонала в форме доплаты к основному заработку (5% от его размера - за одного обученного сотрудника год спустя прохождения им ис­пытательного срока). В ладу Положению о наставничестве дозволено взять на стажировку не более одного ученика. При ее длительности - от двух до четырех дней, Вотан наставник может обучить 3-7 учеников за месяц. Контролируют начисление оплаты труда этого специалиста центровой подразделения и менеджеры службы персонала. Кроме того, наставни­чество рассматривается как ступенька в служебной карьере и поддержи­вается моральными стимулами (награждение почетной грамотой, при­своение звания “Превосходнейший пастырь” и др.).

Качество процесса наставничества оценивает президент подраз­деления, в данном случае - управляющий магазином. Он наблюдает за работой наставника и ученика, принимает коллоквиум у последнего, оце­нивает его дальнейшие трудовые показатели. Менеджеры ООиР также контролируют этот процесс, выезжая в магазины, где проходит стажи­ровка, наблюдая за работой “учителя” и его подопечного, опрашивая их и проверяя документацию наставника.
По окончании стажировки (3 месяца) сотрудник заполняет “адаптаци­онную анкету”, которая является формой представления руководителю подразделения обратной связи о прохождении испытательного периода.

Пример наставничества кассиров ГК “Виктория”

В 63 магазинах компании работает 70 наставников. Итоги их труда за 4 месяца позволяют сделать вывод: число новых сотрудников, уво­лившихся в прохождение 1 месяца после стажировки, снизилось на 6%. Еже­квартальные отзывы о процессе наставничества от различных сотруд­ников позволяют сделать качественный анализ данного мероприятия.

Обратите внимание на тренинги: Тренинг для внутренних тренеров и наставников, Создание ориентационного тренинга для всех сотрудников

Появились интересные мысли? Хотите добраться вопрос или поручить тренинг? Напишите мне!

(обязательно)

(как бы там ни было)

 




Построй свою мечту

Весы, на одной чаше «дом», на другой «квартира».

Психосоматические заболевания

К3-Мебель - дизайн кухни

Комментариев нет: